КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
на 2023/2025 годы
между нанимателем и профсоюзным комитетом
государственного учреждения образования «Неговская базовая школа
Буда-Кошелевского района»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий коллективный договор (далее – Договор) заключен между государственным учреждением образования «Неговская базовая школа Буда-Кошелевского района » и работниками государственного учреждения образования «Неговская базовая школа Буда-Кошелевского района» в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь, Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2023-2025 годы, Соглашением между управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета и Гомельской областной организацией Белорусского профсоюза работников образования и науки на 2023-2025 годы, Соглашением между отделом образования, спорта и туризма Буда-Кошелевского районного исполнительного комитета и Буда-Кошелевской районной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2023-2025 годы.
2.Сторонами Договора (далее – Стороны) являются государственное учреждение образования «Неговская базовая школа Буда-Кошелевского района » (далее – Наниматель) в лице уполномоченного должностного лица нанимателя (далее – Руководитель) Драловой Натальи Николаевны, директора, и работники государственного учреждения образования «Неговская базовая школа Буда-Кошелевского района», от имени которых выступает профсоюзный комитет (далее – Профком), представляющий интересы работников (членов профсоюза) в лице председателя профкома Афанасенко Елены Георгиевны.
3. Договор является локальным нормативным правовым актом, определяет основные направления регулирования трудовых, экономических и социальных отношений между Руководителем и работниками.
4. Целью Договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, занятости работников, уровня оплаты труда, безопасных условий труда, эффективной работы учреждения образования, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.
5. Условия Договора распространяются на Руководителя, работников – членов отраслевого профсоюза, включая совместителей, временных работников, работающих по контракту, освобожденных работников Профкома.
6. Руководитель признает Профком единственным полномочным представителем работников учреждения образования в коллективных переговорах и при заключении Договора.
7. Стороны, подписавшие коллективный договор признают обязательными для исполнения нормы Генерального соглашения, соглашения между Министерством образования Республики Беларусь, соглашением между управлением образования Гомельского облисполкома и Гомельской областной организацией Белорусского профсоюза работников образования и науки».
8. Изменения и (или) дополнения в Договор вносятся с согласия сторон.
Письменное предложение одной из Сторон о проведении переговоров, о внесении изменений и (или) дополнений в Договор рассматривается другой стороной в двухнедельный срок.
Разногласия сторон рассматриваются на заседании комиссии по трудовым и социальным вопросам в учреждении образования (далее – Комиссия). Договор подписывается представителями сторон после одобрения на собрании коллектива работников учреждения.
Принятые изменения и (или) дополнения в Договор оформляются приложением к нему и являются его неотъемлемой частью.
9. Стороны совместно осуществляют систематический анализ Договора, а также распространяют положительный опыт этой работы.
10. Стороны обязуются принимать необходимые меры для разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров на основе взаимного уважения. В случае возникновения коллективных трудовых споров предъявление требований осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
11. Требования о проведении переговоров по заключению Договора на следующий период направляются одной из сторон не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия Договора.
12. При заключении Договора срок ведения коллективных переговоров не может превышать один месяц.
13. Порядок ведения переговоров определяется сторонами на заседании Комиссии.
14. Договор вступает в силу с 30 сентября 2023 года и действует до 29 сентября 2025 года. Стороны совместно реализуют Договор в пределах компетенции.
15. Проведение переговоров по заключению Договора, внесение изменений и (или) дополнений в него не должно превышать двух месяцев со дня подписания Договора, изменений и (или) дополнений к нему.
16. Стороны не вправе в течение срока действия Договора в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
За уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Договором, нарушение законодательства о труде Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
17. Действие договора не прекращается при изменении в названии сторон. В случае реорганизации учреждения или ППО, отраслевого профсоюза в период действия Договора его выполнение гарантируется правопреемником.
В течение двух месяцев с момента окончания реорганизации учреждения заключается новый Договор, обеспечивающий сохранение социально-экономических прав и гарантий на уровне, не ниже достигнутого.
18.«Условия коллективного договора , ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными и подлежат исключению сторонами в срок не позднее 1 месяца с момента обнаружения (выявления в ходе проверки) таких норм».
19. Контроль за выполнением Договора осуществляется Сторонами в лице их представителей.
20. Договор подписывается в 4 экземплярах и хранится у Руководителя – 1 экземпляр, 1 направляется в Буда-Кошелевский районный исполнительный комитет для регистрации, 1 экземпляр – в райкоме профсоюза, 1 экземпляр подписанного и зарегистрированного Договора размещается на стенде учреждения для постоянного свободного ознакомления с ним работников
21. Сторонам необходимо регулярно освещать промежуточные и итоговые результаты выполнения Договора на профсоюзном собрании трудового коллектива и на сайте учреждения образования.
22. Стороны представляют Договор, внесенные в него изменения и (или) дополнения для регистрации в Буда-Кошелевский районный исполнительный комитет.
23. Стороны доводят текст Договора, изменения и (или) дополнения до всех работников учреждения образования, размещают текст Договора на своем сайте.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА
23. Руководитель обязуется:
23.1. Утверждать локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, графики работ и отпусков, расписание учебных занятий, должностные инструкции и др.) по согласованию с Профкомом.
23.2. Доводить до сведения коллектива работников нормативные правовые акты по организации и оплате труда в течение двух дней с момента получения информации. Разъяснять их содержание, права и обязанности работников.
23.3. При составлении расписания учебных занятий обеспечить оптимальный режим работы для женщин, имеющих двух и более детей до 14 лет, одиноким матерям, работникам, совмещающим работу с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования.
23.4. Предоставлять председателю профкома, работникам, являющимся руководителями методических объединений; учителям, имеющим нагрузку менее 20 часов, свободный от учебных занятий день для выполнения методической и отдельных видов педагогической работы.
23.5. Обеспечить условия для предоставления матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет) по их письменному заявлению одного дополнительного свободного от работы дня в неделю в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь 05.09.2012 № 818.
23.6. Производить выплату заработной платы 2 раза в месяц: аванса 27 числа месяца, окончательный расчет за предыдущий месяц 14 числа каждого месяца. Всем работникам в день зарплаты или аванса выдавать расчетные листки. При совпадении срока выплаты зарплаты с выходными и праздничными днями зарплату выплачивать накануне.
Зарплата, выплаченная с задержками, превышающими один месяц, индексируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в том числе при неправильном применении закона, не может быть взыскана за исключением случаев счетной ошибки.
23.7. Производить выплату среднего заработка за время трудового отпуска не позднее, чем за два дня до начала отпуска.
В случае несоблюдения сроков выплаты работник имеет право продолжить работу (не уходить в отпуск), письменно уведомив об этом Руководителя.
23.8. При введении новых условий оплаты труда, невозможности своевременного исчисления заработной платы в новых размерах проводится повышенное авансирование работников по согласованию с соответствующими финансовыми органами с последующим перерасчетом заработной платы.
23.9. Суммы, не выплаченные работнику за прошлые периоды и взысканные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, выплачиваются работнику с учетом их индексации в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции».
Работник вправе требовать выплаты, причитающейся ему заработной платы, если она не производилась по не зависящим от него причинам, в установленном законодательством порядке.
23.10. За нарушение без уважительных причин сроков выплаты заработной платы, установленных Договором, уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством.
Персональная ответственность Руководителя за несвоевременность выплаты заработной платы работникам предусматривается в трудовом договоре (контракте), заключаемом с ним органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.
24. Профком обязуется:
24.1. Разъяснять членам коллектива работников содержание нормативных документов по организации и оплате труда, их права и обязанности.
24.2. Осуществлять постоянный контроль за своевременным введением в действие нормативных документов по вопросам организации, нормирования, оплаты труда, распределением учебной нагрузки.
Контролировать полноту начисления премиального фонда, фонда надбавок, материальной помощи, а также средств, сэкономленных по фонду заработной платы. О результатах проверок информировать Руководителя, вносить предложения по устранению недостатков.
24.3. Способствовать укреплению трудовой и производственной дисциплины. Не реже одного раза в год анализировать ее состояние, результаты обсуждать на заседании Профкома. По результатам обсуждения вносить предложения Руководителю.
24.4. Прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и гласности в вопросах, касающихся распределения фондов материального стимулирования.
24.5. Реализовывать права, предоставленные Профкому Положением об аттестации педагогических работников.
25. Стороны пришли к соглашению:
25.1. Установить в школе шестидневную рабочую неделю с выходным воскресным днём.
25.2. Все вопросы, касающиеся нормирования, оплаты и материального стимулирования труда, решаются Руководителем в пределах его компетенции по согласованию с Профкомом.
25.3. Премирование работников учреждения образования, установление надбавок стимулирующего характера, оказание материальной помощи осуществляются в соответствии с Положениями, предусматривающими их показатели, условия и размеры, которые разрабатываются непосредственно в учреждении образования, утверждаются Руководителем по согласованию с Профкомом после их одобрения на профсоюзном собрании и являются неотъемлемой частью Договора. Вышеуказанные выплаты осуществляются на основании решения комиссии по распределению фонда материального стимулирования и материальной помощи и соответствующего приказа Руководителя после согласования с Профкомом.
25.4. Премирование руководителя учреждения образования, установление ему надбавки стимулирующего характера, оказание ему материальной помощи осуществляется из средств учреждения образования отделом образования по согласованию с районным комитетом профсоюза на основании утвержденных в установленном порядке положений о материальном стимулировании руководителей.
25.5. Экономия по фонду заработной платы определяется ежемесячно. Указанные средства направляются на премирование работников в соответствии с законодательством, Договором и положением о премировании (Приложение №2 )
25.6. Оказывать материальную помощь работникам в соответствии с Положением (Приложение №4 )
25.7.Устанавливать надбавки стимулирующего характера работникам в соответствии с Положением (Приложение №3 )
25.8. Осуществлять выплаты премий, надбавок стимулирующего характера, оказания материальной помощи работникам на основании приказов Руководителя, согласованных с Профкомом.
25.9.Внебюджетные средства, использующиеся на стимулирование качественного труда, выплаты социального характера, повышение заработной платы работникам учреждения образования, расходуются по согласованию с Профкомом .
25.10 За время вынужденного простоя не по вине работника
(отмена учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим показаниям, сельхозработы, болезнь обучаемого на дому, выезд класса (группы, ребенка) на оздоровление, закрытие учреждения образования на ремонт или летний период и другие обстоятельства) оплата производится в размере 100 % установленной ему ставки (оклада).
В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными, должностными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме.
25.11. Распределение объема педагогической нагрузки (включая часы преподавательской, организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся) педагогическим работникам производится Руководителем по согласованию с Профкомом.
Предварительное распределение объема педагогической нагрузки на предстоящий учебный год осуществляется и доводится до сведения работников до начала трудовых отпусков в летний период.
Нагрузка менее чем на ставку устанавливается с письменного согласия работника, кроме случаев, когда работник по трудовому договору (контракту) принят на условиях неполного рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогических работников, которым определяется объем педагогической нагрузки за ставку, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором с учетом семейного положения этих работников, состояния их здоровья и т.д.
Расписание учебных занятий формируется в соответствии с законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, Договором и согласовывается с Профкомом.
В каникулярный период рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени преподавательской работы, организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся. В этот период руководителем школы по согласованию с профсоюзным комитетом может быть введен суммированный учет рабочего времени.
25.12. Работа учителей в шестой день планируется в соответствии с планами воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, расписаниями работы объединений по интересам, спортивных секций, спортивных залов, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций, приказами руководителей.
25.13. Привлечение отдельных работников к работе в государственные праздники, выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, Договором, с согласия работника (за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 Трудового кодекса Республики Беларусь) с оформлением приказа Руководителя, в котором указываются основания привлечения к этой работе, сроки, условия оплаты и (или) предоставления другого дня отдыха в соответствии со статьями 69, Трудового кодекса Республики Беларусь
25.14. Часы организационно-воспитательной работы в виде классного руководства поручаются работникам, имеющим статус «молодого специалиста» только с их согласия.
25.15. На период отсутствия учителей по причине командировки, болезни, направления на курсы повышения квалификации, предоставления свободных от работы дней, совмещающих работу с обучением, находящихся в трудовых или социальных отпусках в течении учебного года производится их замена.
25.16. После отпуска по беременности и родам , отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет наниматель обязан предоставить работнику прежнюю педагогическую нагрузку в объеме часов не менее, чем до его ухода в указанные социальные отпуска.
25.17. Часы организационно-воспитательной работы в виде классного руководства поручаются работникам, имеющим статус «молодого специалиста» только с их согласия.
25.18. Руководитель имеет право в пределах фонда заработной платы устанавливать доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ
25.19. Способствовать укреплению трудовой и производственной дисциплины. Не реже одного раза в год анализировать ее состояние, результаты обсуждать на заседании Профкома. По результатам обсуждения вносить предложения Руководителю.
25.20. Реализовывать в полном объеме полномочия Профкома при проведении аттестации педагогических работников в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ,
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
26. Руководитель обязуется:
26.1. Утверждать локальные нормативные правовые акты (правила внутреннего трудового распорядка, должностные (рабочие) инструкции работников, графики трудовых отпусков, графики сменности и др.) по согласованию с Профкомом.
26.2. При приеме на работу заключать контракт (трудовой договор) с работником, знакомить его под роспись с приказом о приеме на работу, условиями и оплатой труда, должностными (рабочими) инструкциями, Уставом учреждения образования, инструкциями по охране труда и мерах безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, Договором, проводить вводный инструктаж по охране труда.
26.3. Приглашать председателя Профкома на все совещания, проводимые Руководителем.
26.4. Своевременно информировать коллектив работников об изменениях в действующем законодательстве Республики Беларусь, касающихся вопросов условий организации, нормирования, охраны и оплаты труда, социально-экономического положения работников отрасли.
26.5. Направлять Профкому проекты локальных документов, регулирующие жизнь коллектива работников, социально-экономические и трудовые отношения для согласования.
26.6. Включать делегированных Профкомом представителей в составы создаваемых комиссий, деятельность которых затрагивает права и законные интересы работников.
27. Профком обязуется:
27.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда в учреждении образования в установленном законом порядке.
27.2. Оказывать помощь Руководителю в обучении работников по вопросам законодательства о труде, профессиональных союзах, об охране труда, о социальном партнерстве, разработке локальных нормативных правовых актов, участвовать в совещаниях и семинарах, проводимых Руководителем, консультировать по соответствующим вопросам законодательства Республики Беларусь.
27.3. Осуществлять защиту прав и законных интересов членов профсоюза, консультировать их по вопросам законодательства о труде, давать мотивированные ответы на жалобы, заявлении и письма.
27.4. Обеспечивать гласность в работе Профкома.
27.5. Проекты документов, которые утверждаются по согласованию с Профкомом, рассматривать на заседаниях Профкома в двухдневный срок после их представления Руководителю.
28. Стороны пришли к соглашению:
28.1. Локальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты, нормирования и охраны труда, трудовых правоотношений и другим вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников учреждения образования, утверждаются Руководителем по согласованию с Профкомом.
Правила внутреннего трудового распорядка, должностные (рабочие) инструкции, графики работ, расписания учебных занятий, другие локальные нормативные правовые акты согласовываются с Профкомом в порядке, установленном Договором.
28.2. Предоставлять возможность участия в совещаниях, проводимых одной из сторон по вопросам, касающимся трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов работников учреждения образования, представителей другой Стороны.
28.3. Изменение существенных условий труда (система оплаты труда, гарантии, режим работы, распределение объема учебной нагрузки и др.) в связи с обоснованными производственными, организационными и экономическими причинами осуществляется Руководителем по согласованию с Профкомом.
Руководителю предупреждать за один месяц педагогических работников, подлежащих обязательной аттестации, о возможном изменении существенных условий труда в случае неподтверждения имеющейся категории по итогам аттестации.
В целях обеспечения прав работников на оперативное рассмотрение индивидуальных трудовых споров создать в организации образования комиссию по трудовым спорам.
28.4. Работник имеет право на получение от нанимателя (его уполномоченных лиц) информации, касающейся трудовых и связанных с ними отношений, в том числе на получение по письменному заявлению документов о его работе, заработной плате, предусмотренных законодательством, и в установленные им сроки.
28.5. Не реже одного раза в год проводить совместные мониторинги соблюдения законодательства о труде, об охране труда, в том числе в части аттестации педагогических работников, по предложению сторон с последующим рассмотрением итогов на совместных заседаниях Совета и Профкома.
Установить, что Руководитель осуществляет беспрепятственный допуск представителей отраслевого профсоюза в учреждение для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, охране труда, профсоюзах выполнением Договора в форме проверок, мероприятий по наблюдению, анализу, мониторингу, иных формах, не связанных с проведением проверок, и для расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством
28.6. Работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, высшего и послевузовского образования в вечерней или заочной форме получения образования, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами на подготовку, коллективным или трудовым договором (контрактом) предоставлять социальный отпуск с сохранением средней заработной платы продолжительностью, установленной статьей 216 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также гарантии, установленные статьей 215 Трудового кодекса Республики Беларусь.
При отсутствии направления (заявки) нанимателя либо договора о подготовке специалиста, либо иных оснований, предусмотренных коллективным или трудовым договором (контрактом) предоставлять социальный отпуск без сохранения средней заработной платы продолжительностью, установленной статьей 216 Трудового кодекса Республики Беларусь.
28.7. Предоставлять трудовой отпуск по желанию работника:
28.7.1. в летнее или другое удобное время:
- лицам моложе восемнадцати лет;
- ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действия на территории других государств;
- женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
- работникам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС;
- работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986-1987 годах – в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения;
- работникам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, а также самостоятельно покинувшим эти зоны после аварии на ЧАЭС;
28.7.2. в определенный период:
- работникам, обучающимся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего и последипломного образования в вечерней и заочной формах получения образования – перед или в период прохождения текущей и итоговой аттестации, сдачи кандидатских экзаменов, а также во время каникул в учреждении образования;
- работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, - в период этого отпуска;
- работающим по совместительству - одновременно с трудовым отпуском по основной работе;
- учителям - в летнее время;
- женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него;
- работающим женам (мужьям) военнослужащих - одновременно с отпуском их мужей (жен);
- работающим в одном учреждении супругам по их заявлению одновременно;
- женщинам, одиноким матерям, разведенным женщинам и, вдовам, имеющим по одному и более ребенку до 14 лет;
28.8. При наличии у работника путевки на санаторно-курортное лечение, при необходимости сопровождать ребенка на стационарное лечение в лечебные учреждения в течение учебного года в период, не совпадающий с трудовым отпуском, предоставлять ему трудовой отпуск, а в случае его использования — отпуск без сохранения заработной платы.
28.9. Руководитель не вправе принудить работника без его согласия к уходу в отпуск без сохранения заработной платы.
28.10. По письменной просьбе работника наниматель может предоставить ему отпуск по следующим семейно-бытовым причинам:
- необходимость прохождения лечения в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях;
- необходимость ухода за больным членом семьи (родители, дети, родные братья, сестры) на основании заключения медицинского учреждения, а также сопровождения его на лечение;
- смерть члена семьи, близкого родственника - 3 дня без учета дороги;
- бракосочетание самого работника, его детей, внуков -3 дня;
- рождение детей, внуков – 3 дня;
Беременным женщинам по их желанию предоставляется трудовой отпуск в полном объеме независимо от периода работы перед отпуском по беременности и родам и (или) после него, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
28.11. Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.
Матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой его в размере среднедневного заработка на весь учебный или календарный год из средств государственного бюджета, выделяемые на премирование в размере 20% от фонда заработной платы.
Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет (ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матертью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.
Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию работника согласно одному из оснований.
28.12. По письменной просьбе учителя по истечении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период летних каникул нанимателем может быть предоставлен ему отпуск по семейно-бытовым причинам, но не позднее начала нового учебного года (1 сентября).
28.13. Наниматель может с согласия работника при наличии обстоятельств, которые определяются коллективным договором, отозвать работника из трудового отпуска.
Неиспользованная в связи с этим часть отпуска по договоренности
между работником и нанимателем предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год либо заменяется денежной компенсацией.
28.14. Предоставлять социальные неоплачиваемые отпуска работникам продолжительностью не более 90 календарных дней (ст. 190 ТК РБ) на основании личных заявлений (с предоставлением подтверждающих документов) с включением данного периода в рабочий год:
- для работы над диссертацией, подготовки методических пособий и учебников;
- в связи с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, высшего и послевузовского образования без направления (заявки) нанимателя;
- в связи с необходимостью прохождения лечения в лечебно- профилактических и оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях на основании договора (путевки);
- в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи, близким родственником (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга)) на основании заключения медицинского учреждения, а также сопровождение их на лечение;
- смерти членов семьи, близких родственников;
- в связи с бракосочетанием самого работника, его детей, внуков;
- в связи с рождением детей, внуков;
- юбилейных и круглых дат – 1 день.
- по окончании отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет;
- приемным родителям в связи с оздоровлением детей;
28.15. Установить, что на время социальных отпусков сохраняется прежняя работа.
28.16. График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 1 апреля и доводится до сведения всех работников.
28.17. По уважительным причинам (по семейным обстоятельствам, в связи с болезнью близких родственников и др.), которые указываются в коллективном договоре или по договоренности между нанимателем и работником трудовой отпуск может быть разделен более чем на две части. При этом одна часть трудового отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
28.18. Наниматель может с согласия работника при наличии обстоятельств, указанных в коллективном договоре, отозвать работника из трудового отпуска . Неиспользованная в связи с этим часть трудового отпуска по договоренности между работником и нанимателем предоставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год.
28.19. При наличии у работника права на получение отпуска за отработанный период и при желании работника использовать его с последующим увольнением – удовлетворять желание работника и давать право на использование отпуска с последующим увольнением.
28.20. Предоставлять женщине право ухода в трудовой отпуск за 2 и менее месяца до отпуска по беременности и родам с оплатой по среднему заработку при наличии медицинского заключения о ее переводе на более легкий труд и невозможности нанимателя предоставить ей такую работу.
28.21. Лишение работника (снижение работнику) премии, надбавки, изменение размера повышения тарифной ставки в соответствии с п. 2.5. пункта 2 Декрета № 29 может быть осуществлено только после предварительного согласования с профсоюзным комитетом
ГЛАВА 4
ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ
29. Руководитель обязуется:
29.1. Обеспечить полную занятость работников в соответствии с трудовым договором (контрактом) и квалификацией.
29.2. Не допускать необоснованного сокращения и снижения учебной нагрузки в течение учебного года, в том числе в случае выбытия учащихся из класса, которые делились на подгруппы, за исключением объективных причин (сокращение классов-комплектов, изменение учебного плана во втором полугодии), когда оплата труда регулируется нормативными актами.
29.3. Уведомлять Профком не позднее, чем за три месяца о ликвидации, реорганизации, смене собственника организации, реорганизации структурных подразделений, о полной или частичной приостановке работы, если это влечет сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда. Реализацию этих мер осуществлять только после проведения переговоров с Профкомом и выработки согласованной программы по соблюдению прав и законных интересов работников.
30. Профком обязуется:
30.1. Осуществлять контроль за выполнением законодательства о занятости, предоставлением высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций.
30.2. Не снимать с профсоюзного учета высвобождаемых работников вплоть до их трудоустройства (но не более одного года).
31. Стороны пришли к соглашению:
31.1. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя по пунктам 1 (кроме ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности), 3, 4, 5 статьи 42, пункту 3 статьи 47 Трудового кодекса, пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) производится с предварительного согласия соответствующего комитета отраслевого профсоюза; по пункту 1 статьи 47 Трудового кодекса — с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа; досрочное расторжение контракта по дополнительным основаниям, предусмотренным подпунктом 2.10 пункта 2 Декрета № 29, — после предварительного, не позднее чем за две недели, письменного уведомления комитета отраслевого профсоюза.
31.2. При сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе, в случае равной производительности труда и квалификации, отдается (помимо категорий указанных в статье 45 Трудового кодекса Республики Беларусь и других законодательных актах Республики Беларусь) в порядке перечисления в Договоре работникам:
- разведенным женщинам (мужчинам), имеющим несовершеннолетних детей;
- являющимся единственными кормильцами в семье при наличии двух и более иждивенцев;
- имеющим длительный непрерывный стаж работы в организации (15-25) лет;
- получившим травму или профзаболевание на производстве;
- избранным в состав профсоюзных органов;
- членам комиссий по трудовым спорам;
- предпенсионного возраста (за 3 года до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии по возрасту);
- женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, мужья которых призваны на действительную воинскую службу;
- совмещающим работу с обучением по востребованным в соответствующих организациях образования специальностям.
31.3. Расторжение контракта в связи с истечением его срока с одинокими матерями (отцами, воспитывающими детей без матери), разведенными женщинами, вдовами (вдовцами), не состоящими в браке, опекунами, попечителями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет) не допускается, кроме случаев ликвидации организации, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8, 9 статьи 42, пунктами 1-3 статьи 44, пунктами 1-3 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.
31.4. Сокращение классов, групп в течение учебного года, сокращение рабочих мест, допускается только после предварительного согласования с Профкомом.
31.5. В период срока предупреждения работника о сокращении предоставлять ему социальный отпуск (один день в неделю) без сохранением заработной платы для самостоятельного поиска работы.
31.6. Предоставлять преимущественное право работникам, уволенным по сокращению штатов, возвращаться в учреждение образования при появлении вакансий.
31.7. Установить, что заключение контрактов с работниками, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 и Положением о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 г. № 1476, в связи с обоснованными производственными, организационными и экономическими причинами, при наличии финансовой возможности, обеспечивающей выполнение условий контракта. Работник должен быть письменно предупрежден об изменении существенных условий труда (заключении контракта) не позднее, чем за один месяц до его заключения (статья 32 Трудового кодекса Республики Беларусь). Наниматель, в день предупреждения работника о заключении контракта, вручает ему проект контракта в письменном виде.
В случае, если условия контракта ухудшают правовое и социально-экономическое положение работника по сравнению с коллективным договором, действуют нормы коллективного договора. Эти условия контракта подлежат приведению в соответствие с коллективным договором.
31.8. Не заключать контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов до 18 лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.
31.9. Установить, что в случаях истечения срока контракта в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет наниматель обязан с согласия работника продлить срок действия контракта в пределах максимального срока (заключить новый контракт) на период беременности и до окончания указанных отпусков.
31.10. Установить, что заключение новых контрактов, их продление в пределах максимального срока действия с работниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они приступили к работе до или после достижения ребенком возраста трех лет, осуществляется с согласия работника на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.
31.11. Продлевать, заключать контракты с работниками предпенсионного возраста, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, с их согласия, не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения ими права на полную пенсию по возрасту.
Продлевать, заключать контракты с работниками пенсионного возраста, имеющими детей, обучающихся в учреждениях общего среднего, профессионально – технического образования, на дневных отделениях учреждений среднего специального и высшего образования.
31.12. Установить, что обсуждение, заключение контрактов с работниками – членами отраслевого профсоюза организаций образования проводится при участии представителя комитета отраслевого профсоюза.
31.13. Заключать контракты на срок от 3 до 5 лет с работниками, успешно и добросовестно исполняющими должностные обязанности и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, имеющими длительный (10 и более лет) стаж работы по специальности в отрасли и имеющими высокий профессиональный уровень и квалификации с обязательным включением в контракт условий повышения тарифной ставки и предоставления дополнительного поощрительного отпуска.
31.14. Заключать контракты на срок не менее 5 лет с работниками, успешно и добросовестно исполняющими должностные обязанности и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию, с обязательным включением в контракты условий повышения тарифной ставки (оклада) и предоставления дополнительного поощрительного отпуска.
31.15 Установить, что с молодыми специалистами, а также выпускниками, получившими образование за счет собственных средств, контракты при приеме на работу могут быть заключены с их письменного согласия в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу. Контракты заключаются при условии повышения тарифной ставки (оклада) не более чем на 50% и предоставления дополнительного поощрительного отпуска до пяти календарных дней.
31.16. Установить, что контракты с одинокими матерями, разведенными, вдовами – не состоящими в браке и имеющими несовершеннолетних детей, находящихся на их иждивении, отцами, воспитывающими детей без матери, заключаются на максимальный срок.
31.17. Сторонам, заключившим контракт, не позднее, чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждать другую Сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.
31.18. Продлевать контракты с работниками, успешно и добросовестно исполняющими должностные обязанности и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, с их согласия, до окончания максимального срока его действия.
31.19. Установить, что продление контракта в рамках максимального срока, срок действия которого истекает в период временной нетрудоспособности работника, осуществляется по заявлению работника на срок не менее чем до окончания его временной нетрудоспособности.
31.20. Наниматель по просьбе работника, не имеющего нарушений трудовой дисциплины, извещает его в письменной форме о причине (причинах) непродления (незаключения) нового контракта с ним.
В случае принятия нанимателем с согласия работника, не имеющего дисциплинарных взысканий, решения о прекращении с ним трудовых отношений в связи с истечением срока контракта этому работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка при наличии средств, если это предумострено коллективным договором.
31.21. Наниматель заключает (продлевает) контракты с педагогическими работниками до 15 августа соответствующего календарного года с предоставлением трудовых отпусков в полном размере.
31.22. Руководитель обязан при заключении трудового договора (контракта) с работником ознакомить его под роспись с Договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными правовыми актами, действующими в организации образования.
31.23. Руководитель по просьбе работника в срок, согласованный ими, но не позднее десяти дней со дня подачи работником заявления досрочно расторгает контракт, срочный трудовой договор по ст. 37 Трудового кодекса при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы:
- состояние здоровья;
- пенсионный возраст;
- избрание на выборную должность;
- переезд в другую местность;
- уход за больными (инвалидами) родственниками;
- уход за детьми в возрасте до 14 лет;
- изменение семейного положения;
- трудоустройство у другого нанимателя на полную ставку, если работник работает на неполную ставку;
- если работник нашел работу с более высоким уровнем оплаты труда, или с более благоприятными условиями труда;
- если работник работает на замене временно отсутствующего работника, а нашел постоянное место работы;
- если работник нашел работу в отрасли по месту жительства;
- увольнения в порядке перевода;
- перевод одного из супругов (военнослужащего, лица начальствующего состава Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям), проходящего военную службу (службу) в государственных органах, к новому месту военной службы (службы);
- зачисление в учреждение образования по дневной форме получения образования (за исключение работников, имеющих статус молодого специалиста);
31.24. Установить, что при наличии оснований, предусмотренных статьей 32 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель с согласия работников и уведомления Профкома может установить им неполное рабочее время.
31.25. Не допускать установления неполного рабочего времени (без письменного согласия) беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до пяти лет (детей-инвалидов – до 18 лет), одиноким матерям и отцам, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет).
31.26. Обеспечивать оптимальный режим работы беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до пяти лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), матерям, воспитывающим троих и более детей, одиноким матерям (отцам), а также женщинам, совмещающим работу с обучением.
31.27. Не допускать привлечение работников учреждений образования к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором (контрактом), должностными (рабочими) инструкциями.
31.28. При наличии объективных причин и невозможности сократить продолжительность работы на 1 час в день, предшествующий государственному празднику или праздничному дню, переработка компенсируется по соглашению сторон предоставлением дополнительного дня отдыха, оплачиваемого в одинарном размере, по мере накопления этих часов или повышенной их оплатой в размере, установленном для оплаты сверхурочной работы (часть первая статьи 69 ТК).
31.29. За прохождение обязательного медицинского осмотра во время трудового отпуска предоставлять один отгул в каникулярное время.
31.30. Работникам, осуществляющим сопровождение детей на оздоровление, предоставлять 3 отгула в каникулярное время
ГЛАВА 5
ОХРАНА ТРУДА
32. Руководитель обязуется:
32.1. Обеспечивать выполнение в установленные сроки Плана мероприятий по охране труда. При необходимости проводить работу по пересмотру, корректировке и утверждению локальных нормативных документов по охране труда с учетом изменений и дополнений, внесенных в законодательные акты Республики Беларусь.
32.2. Организовать уголки по охране труда.
32.3. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям и охране труда. Каждому работнику при приеме на работу и в период работы давать полную информацию о состоянии и изменении условий труда на его рабочем месте, о полагающихся индивидуальных средствах защиты, компенсациях, установленных законодательством и Договором.
32.4. Проводить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда работающих согласно требованиям нормативных правовых актов. Проводить все виды инструктажей (вводный, повторный, целевой, внеплановый) по охране труда и соблюдению мер безопасности.
32.5. К началу учебного года приводить помещение школы в соответствие с требованиями санитарных норм и правил для качественного проведения в них учебных занятий.
32.6. Выполнять в срок до 1 октября запланированные мероприятия по подготовке учреждения образования к работе в зимних условиях.
33. Профком обязуется:
33.1. Принимать участие в разработке локальных нормативных документов по охране труда.
33.2. Проводить в установленные сроки выборы общественных инспекторов, утверждать состав комиссии по охране труда и соблюдению трудового законодательства, Закона «Об охране труда», проводить обучение профсоюзного актива по этим вопросам.
33.3. Рассматривать вопрос о состоянии охраны труда, производственного травматизма и заболеваемости на заседании Профкома с участием представителей Руководителя один раз в квартал.
33.4. Совместно с государственными органами и инспекциями по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, выявлении причин, приведших к гибели или травмам работников, добиваться применения срочных мер по их устранению,оказывать материальную помощь пострадавшим или членам семей погибших.
33.5. При групповом несчастном случае, а также с тяжелым либо смертельным исходом, требующим проведения специального расследования, незамедлительно извещать вышестоящий комитет отраслевого профсоюза с целью обеспечения участия в расследовании технического инспектора труда отраслевого профсоюза.
33.6. Оказывать правовую помощь пострадавшим работникам при возникновении разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
33.7. Принимать участие в проведении периодического контроля по охране труда.
33.8. Принимать участие в районном смотре-конкурсе по организации профсоюзами общественного контроля по охране труда.
33.9. Принимать участие в разработке и контроле за выполнением Плана мероприятий по охране труда.
33.10 Осуществлять постоянный общественный контроль за своевременной выплатой возмещения вреда работникам, получившим увечье на производстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
33.11. Предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
33.12. Проводить разъяснительную работу в коллективе по экономии всех видов ресурсов.
33.13. Проводить регулярные рейды-проверки за соблюдением требований Директивы № 3.
34. Стороны пришли к соглашению:
34.1. Осуществлять периодический контроль (многоступенчатый) за соблюдением законодательства об охране труда представителями Руководителя с участием общественных инспекторов профсоюза по охране труда, обеспечить проведение Дней охраны труда.
34.2. Утверждать Инструкции по охране труда у Руководителя по согласованию с Профкомом.
34.3. Обеспечивать организацию прохождения работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с сохранением за ними среднего заработка на время прохождения периодических медосмотров;
34.4. Постоянно осуществлять контроль за:
- предоставлением компенсации работникам за работу во вредных условиях труда ;
- выдачей работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (Приложения №6);
- предоставлением дополнительных отпусков за работу с вредными и опасными условиями;
- обеспечением кабинетов, лабораторий, пищеблока, других производственных помещений медицинскими аптечками .
34.5. Освобождать общественных инспекторов по охране труда от работы на время обучения с сохранением на эти периоды средней заработной платы.
34.6. Информировать работающих об опасных и неблагоприятных факторах труда, рассказывать о том, какие требованиям необходимо соблюдать, чтобы избежать повреждения здоровья;
34.7. При происшествии несчастного случая с тяжелым либо смертельным исходом, группового несчастного случая, требующего специального расследования, незамедлительно извещать вышестоящий профсоюзный комитет с целью обеспечения участия в расследовании данной категории несчастных случаев технического инспектора труда профсоюза;
34.8. Оказывать семье погибшего на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременной материальной помощи из средств нанимателя в размере не менее 10 годовых заработков погибшего, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю, а работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, – единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности при наличии средств.
34.9.лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка;
34.10. Предоставлять каждому работнику при приеме на работу полную и достоверную информацию о состоянии условий и охраны труда на его рабочем месте, о существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся ему средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также льготах и компенсациях, установленных законодательством.
34.11. Оказывать содействие в обучении общественных инспекторов по охране труда.
34.12. Не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ.
ГЛАВА 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ, ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
35. Руководитель обязуется:
35.1. Содействовать организации отдыха, оздоровления, санаторно-курортного лечения работников учреждения образования.
36. Профсоюзный комитет обязуется:
36.1. Анализировать итоги оздоровления и санаторно-курортного лечения работников учреждения образования, их детей, информировать Руководителя, а в необходимых случаях принимать меры по удешевлению стоимости путевок.
36.2. Ежегодно анализировать состояние обеспеченности жильем работников учреждения образования и информировать отдел образования.
36.3. Организовывать в течение года проведение дней здоровья.
36.4. Проводить культурно-массовые и оздоровительные мероприятия (вечера отдыха, экскурсии, чествование юбиляров и др.), приобретать новогодние подарки для детей сотрудников до 16 лет.
36.5. Установить постоянный общественный контроль за работой столовой. Итоги проверок не менее 2-х раз в год обсуждать на заседании Профкома, по итогам обсуждения вносить предложения Руководителю.
36.6. Осуществлять частичную компенсацию путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников, путевок в санатории и дома отдыха, приобретенные работниками.
36.7. Организовать оказание помощи в решении бытовых проблем пенсионерам, состоящим на учете в профсоюзной организации.
36.8. Вовлекать молодежь в профсоюзную деятельность, выдвигать ее представителей в состав профсоюзных органов, повышать эффективность мотивации профсоюзного членства среди молодых специалистов.
37. Стороны пришли к соглашению:
37.1. Постановку на очередь для обеспечения жильем и распределением жилой площади производить совместным решением Руководителя и Профкома в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы ведут работники, назначенные Руководителем по согласованию с Профкомом. Списки лиц, которым предоставляется жилье, доводятся до сведения коллектива работников.
37.2. Ежегодно анализировать состояние обеспеченности работников жильем и принимать возможные меры по улучшению их жилищных условий.
37.3. Организовать проведение бесплатного углубленного медицинского осмотра работников учреждения образования не реже одного раза в 2 года.
37.3. Совершенствовать формы оздоровления работников.
37.4. Принимать участие в спартакиаде и туристском слете, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях для работников учреждений образования района.
37.5. Совершенствовать созданные для работников бытовые условия и условия для питания. Осуществлять мероприятия по организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, санаторно-курортного лечения работников.
37.6. По мере возможности использовать внебюджетные средства на проведение оздоровительных мероприятий для работников и их детей, в том числе на приобретение медикаментов, путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации; проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий; поддержку спортивных команд и коллективов художественной самодеятельности; Указанные средства используются в порядке, предусмотренном в Договоре.
37.7. Всемерно способствовать получению работниками кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, кооперативных квартир, садовых домиков.
37.8.Обеспечить возможность получения работниками горячего (диетического) питания.
37.9. Оборудовать комнату для приема пищи.
37.10. Создавать условия для питания работников, при наличии возможности проводить мероприятия по удешевлению стоимости питания.
37.11. Обеспечить полную гласность при распределении путевок. Путевки на лечение выделять в первую очередь часто и длительно болеющим работникам, хронически больным и состоящим на диспансерном учете при наличии соответствующих документов.
37.12. Создавать реальные условия женщинам для гармоничного сочетания профессиональной деятельности с обязанностями по воспитанию детей, способствовать выделению адресной государственной помощи семьям, имеющим детей.
37.13. Производить компенсацию затрат на проезд работникам при наличии финансовых возможностей.
37.14. Осуществлять систему мер по созданию нормальных условий труда и отдыха молодежи, в т.ч. молодым специалистам, оказывать помощь в решении жилищных и бытовых проблем.
37.15. Оказывать помощь в полной адаптации молодых специалистов на рабочем месте, вовлекать их в активную общественную жизнь.
37.16. Создавать правовые, экономические, организационные условия и гарантии для самореализации молодежи.
37.17. Оказывать консультационную помощь молодым семьям и молодым родителям, обеспечивать государственную защиту брака и семьи, материнства, отцовства и детства, повышать качество жизни семей.
37.18. Оказывать материальную поддержку Совету ветеранов педагогического труда, первичным ветеранским организациям, наиболее нуждающимся и одиноким пенсионерам, по возможности сохранять пенсионерам рабочие места, предоставлять другие льготы на условиях, предусмотренных колдоговорами.
ГЛАВА 7
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗАИ ЕГО ПРОФСОЗНОГО АКТИВА
38. Руководитель обязуется:
38.1. Представлять Профкому информацию, которая необходима для ведения коллективных переговоров, реализации прав профсоюза по защите трудовых и социально-экономических интересов работников.
38.2. Осуществлять беспрепятственный допуск представителей профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, охране труда, выполнением Коллективного договора в форме проверок, мероприятий по наблюдению, анализу, мониторингу, иных формах, не связанных с проведением проверок, и для рассмотрения несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
38.3. Рассматривать по представлению Профкома обоснованные критические замечания и предложения, высказанные членами профсоюза в ходе профсоюзных собраний, конференций, встреч в коллективе учреждения образования, а также в ходе проверок, проведенных представителями профсоюза. Принимать в установленном порядке необходимые меры.
38.4. Обеспечить материальные условия для деятельности Профкома (бесплатное предоставление и содержание помещений, оргтехники, канцтоваров, бумаги, средств связи, в необходимых случаях транспортных средств и др.).
38.5. Создавать в учреждении условия для обеспечения гласности в деятельности Профкома.
39. Профком обязуется:
39.1. Проводить обучение профсоюзного актива по вопросам законодательства Республики Беларусь о труде, охране труда, реализации Договора.
39.2. Оказывать материальную помощь остронуждающимся членам профсоюза из профсоюзного бюджета в установленном порядке в соответствии с утвержденными сметами и Положением об оказании материальной помощи членам профсоюза на основании личного заявления члена профсоюза.
40. Стороны пришли к соглашению:
40.1. Распространять действие Договора на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых), по письменному заявлению этих работников при условии согласия Сторон.
40.2. Руководителю обеспечивать предоставление информации по кадровому составу, оплате труда работников и другой необходимой информации, затрагивающей вопросы трудовых и связанных с ними отношений Профкому для осуществления его уставной деятельности.
40.3. Предоставлять профсоюзным активистам, не освобожденным от основной работы, возможность для участия в работе съездов, конференций, пленумов, иных уставных мероприятий, краткосрочной профсоюзной учебы, совместных мероприятий сторон с сохранением среднего заработка, в необходимых случаях командированием в соответствии с законодательством на условиях, предусмотренных Договором, и время для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников. В отдельных случаях расходы по направлению профсоюзных активистов для участия в вышеуказанных мероприятиях осуществляются за счет средств профсоюзного бюджета на основании решений соответствующих вышестоящих профсоюзных органов.
Работникам, освобожденным от основной работы вследствие избрания их на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания срока их полномочий в выборном профсоюзном органе предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность).
40.4. За работниками, участвующими в коллективных переговорах от имени профсоюзной организации, сохраняется средний заработок на весь период переговоров.
40.5. Предоставлять возможность лицам, уполномоченным Профкомом, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда.
40.6 Председателям первичных профсоюзных организаций за выполнение общественной работы в интересах коллектива ежемесячно выплачивать премию эквивалентную 1 базовой величине, при условии отсутствия дисциплинарных взысканий по основному месту работы.
40.7. Устанавливать председателям первичных профсоюзных организаций надбавки за выполнение особо важных (срочных) работ в размере не более максимально допустимого в соответствии с законодательством.
Поощрять из профсоюзного бюджета и средств материального стимулирования труда наиболее отличившихся профсоюзных активистов и членов профсоюза.
40.8. Обеспечить организацию безналичного перечисления профсоюзных взносов по личным заявлениям работников — членов отраслевого профсоюза в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2002 г. № 1282 ”Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов“, Уставом отраслевого профсоюза в размерах, установленных его руководящими органами одновременно с выплатой заработной платы (1 раз в месяц), в том числе выплачиваемой за счет ссуд и кредитов банка, на счета профсоюзных органов.
40.9. За работниками, участвующими в коллективных переговорах от имени профсоюзной организации, сохраняется средний заработок на весь период переговоров.
40.10. Сохранить за работниками, избранными в вышестоящие профсоюзные органы с отрывом от производства, право состоять на учете для улучшения жилищных условий по месту прежней работы.
40.11. Создавать в организации условия для обеспечения гласности в деятельности Профкома.
40.12. Обязанности по классному руководству (проведение внеклассных мероприятий для учащихся и другое) председателю Профкома определяются только с его согласия.
40.13. Расторжение Трудового договора по инициативе нанимателя по пунктам 1 (кроме ликвидации организации), 3, 4, 5 статьи 42 и пункта 1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, избранных в состав комитетов отраслевого профсоюза организаций системы образования и не освобожденных от основной работы, допускается с письменного согласия соответствующего комитета отраслевого профсоюза, а председателей комитетов отраслевого профсоюза – только с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
Расторжение контракта в связи с истечением его срока, досрочное расторжение контракта по дополнительным основаниям, предусмотренным подпунктом 2.10 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29, с указанными категориями работников допускается после предварительного, не позднее чем за месяц, уведомления соответствующего комитета отраслевого профсоюза.
40.15. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя по пунктам 1 (кроме ликвидации организации), 3, 4, 5 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также привлечение к дисциплинарной ответственности представителей отраслевого профсоюза, участвующих в работе комиссий по трудовым спорам, членов отраслевого профсоюза, уполномоченных вести переговоры по коллективным договорам, а также общественных инспекторов по охране труда и контролю за соблюдением законодательства о труде допускается с согласия соответствующего комитета отраслевого профсоюза организации образования.
Расторжение контракта в связи с истечением его срока, досрочное расторжение контракта по дополнительным основаниям, предусмотренным подпунктом 2.10 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29, с указанными категориями работников допускается после предварительного, не позднее, чем за две недели, уведомления соответствующего профсоюзного органа.
40.16. Не переводить на контрактную форму найма без их согласия работников, избранных в состав профсоюзных органов, во время срока их полномочий и в течение двух лет после переизбрания.
В случае избрания в состав профсоюзных органов работников, переведенных на контрактную форму найма и не освобожденных от основной работы, по истечении срока действия контрактов с их согласия заключать или продлевать контракты на время срока их полномочий и, как правило, в течение двух лет после переизбрания.
40.17. Не допускать увольнения по инициативе нанимателя лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации организации образования или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения. В этих случаях увольнение производится в порядке и по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь.
40.18. Освобожденные (штатные) профсоюзные работники профсоюзных организаций являются равноправными членами коллектива работников соответствующей организации системы образования и пользуются всеми правами и гарантиями наравне с ними.
40.29. Расторжение срочного трудового договора (контракта) по истечению его срока с председателем профсоюзной организации, не освобожденным от основной работы, не допускается при условии отсутствия дисциплинарных взысканий в период его полномочий.
ГЛАВА 8
СОХРАНЕНИЕ интересов работников при проведении приватизации
41. Профком обязуется:
41.1. Участвовать в обсуждении проблем приватизации в отрасли, ее целесообразности, отстаивать при этом интересы коллективов работников – членов отраслевого профсоюза.
41.2. Вносить предложения, обеспечивающие социально-экономические и правовые гарантии коллективам работников при изменении форм собственности.
41.3. Осуществлять общественный контроль за проведением приватизации, не допускать принятия необоснованных решений
и принудительной приватизации.
42. Стороны пришли к соглашению:
42.1. При изменении формы собственности и преобразования в процессе приватизации организаций образования проводятся предварительные переговоры с соответствующими комитетами отраслевого профсоюза с целью достижения общего согласия в вопросах, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и законные интересы коллектива работников.
42.2. Изменение подчиненности, отчуждение имущества, закрепленного за организацией образования, допускается с уведомления соответствующего комитета отраслевого профсоюза.
42.3. Передача, сдача в аренду имущества, принадлежащего учреждению, допускается с согласия Профкома.
ГЛАВА 9
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА И КОНТРОЛЬ , ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
43. Каждая из Сторон, подписавших Договор, несет ответственность за своевременное и полное его выполнение в пределах своих полномочий и обязательств.
44. Руководитель обязуется:
44.1. Рассматривать предложения Профкома по устранению недостатков в выполнении Договора в недельный срок и давать Профкому мотивированный ответ в письменной форме, принимать меры дисциплинарной, материальной ответственности к виновным в невыполнении обязательств Договора либо уклоняющимся от участия в переговорах.
45. Профком обязуется:
45.1. Проводить один раз в четверть День социального партнерства в учреждении образования с целью реализации Договора.
45.2. Размещать информацию по развитию социального партнерства в учреждении образования на школьном сайте.
46. Стороны пришли к соглашению:
46.1. Каждая из сторон несет ответственность за своевременное и полное выполнение Договора в пределах своих полномочий и обязательств.
46.2. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Договора в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
46.3. Обеспечить участие представителей Сторон в работе своих коллегиальных органов при рассмотрении вопросов, связанных с его содержанием и исполнением.
Предоставлять другой Стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях и нормативных правовых актах, затрагивающих трудовые, социально-экономические права и профессиональные интересы работников.
Представления сторон о недостатках в выполнении Договора рассматриваются в двухнедельный срок и даются мотивированные ответы в письменной форме.
46.4. Контроль за выполнением Договора осуществляется Профкомом, Руководителем, постоянной комиссией по разработке и контролю за выполнением Договора.
46.5. Принимать меры дисциплинарной ответственности к лицам, виновным в невыполнении обязательств Договора, либо уклоняющимся от участия в переговорах.
46.6. Выполнение Договора контролируется его сторонами. Проверки проводятся не менее двух раз в год с составлением акта.
Руководитель и Профком отчитываются в выполнении Договора на собрании коллектива работников не реже двух раз в год.
46.7. Лица, виновные в невыполнении (нарушении) условий Договора, могут быть полностью или частично лишены премии, привлечены к дисциплинарной ответственности.
46.8. Довести текст Договора до коллектива работников, содействовать его выполнению.
46.9. Представления о нарушении условий Договора Сторонами направляются в порядке подчиненности в вышестоящие органы Сторон, которые должны информировать соответствующие Сторону и коллектив работников о принятых мерах в месячный срок.
Договор одобрен и подписан на собрании коллектива работников
«30» сентября 2023 года
Директор государственного учреждения Председатель профсоюзного комитета образования « Неговская базовая школа
Буда-Кошелевского района»
Н.Н. Дралова Е.Г. Афанасенко